В память о трагических днях политических репрессий 30-40х годов XX столетия

В память о трагических днях политических репрессий 30-40х годов XX столетия

Версия для печати

История нашей казахской степи многое повидала, но сегодня особое внимание хотелось бы уделить 30 – 40-м годам прошлого столетия. В те годы люди столкнулись с такими ужасными событиями как голод, войны и страшные политические репрессии сотен и тысяч невинных.


По различным данным в Казахстане в период Великой Отечественной войны находилось на спецпоселении более 1 млн. человек, а к январю 1954 года эта цифра достигала 2 миллионов.

Первый этап насильственных переселений пришелся на период коллективизации. По данным различных казахстанских историков в Казахстан было выслано 189 тысяч человек из Центральных областей России. Из них, в самый разгар голода, в мае 1931 года, 150 тысяч человек было размещено в районах нынешней Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской, Кокчетавской областей. Второй этап захватил предвоенные годы, тогда, в 1936 году, на территорию нашего государства было переселено около 65 тыс. поляков и немцев. 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока. По неполным данным, к 1937 году число высланных в Казахстан составило 360 тысяч человек. 40-е годы послужили началом третьего этапа. Так, по данным генерального прокурора СССР А. Я. Вышинского, за период с ноября 1939 по июнь 1941 года были депортированы 389 382 человека. В июне 1942 года с территорий стран СНГ принудительному переселению подверглись более 50 000 человек различных национальностей, половину из которых составляли греки. В октябре 1943 года в Казахстан было насильственно переселено 45 529 карачаевцев. 23 февраля 1944 года было депортировано 650 000 чеченцев и ингушей. Так же были переселены балкары - 21 150 человек, калмыки - 2668 человек, турки - 13260 человек, курды 5530 человек и другие народности.


В годы сталинских репрессий в Казахстане действовали 953 лагеря и поселения, один из них находился в селе Малиновка, всем известный Акмолинский лагерь жен изменников Родины - АЛЖИР. Единственный подобный лагерь в СССР, в котором содержались около 20 тысяч женщин - матерей, жен, дочерей репрессированных.

Поставив цель навечно депортировать народы, советская власть выбрала и соответствующие средства ее достижения. Были установлены жесточайшие меры наказания в отношении тех, кто противился этой цели и боролся с ее осуществлением.

Это было страшным испытанием для народов, и моего в том числе. Своего рода игра на выживание с неопределенным исходом. И самое страшное в этом далеко не отнятая по непонятным причинам родная земля, территория, и даже не та неопределенность, ожидающая в будущем, а люди, сотни тысяч безвинно погибших на пути в холодные степи.


Наши отцы и деды пережили страшное время и, полагаю, потери были бы куда катастрофичней, если бы не толерантность казахского народа, их добродушие и гостеприимство. Ведь это время было полным лишений не только для депортированных. Социалистическая идея переустройства мира была губительна для каждого народа, и казахи были не исключением. Так отбирая земли, изымая и забивая скот якобы на нужды колхозов, проводимая в те годы коллективизация нанесла мощный урон кочевому народу, приведя к голодомору, так как скот был главным, а нередко единственным источником их пропитания. Голод 30х годов оставил неизгладимый след в истории казахского народа, унеся жизни более 1.5 млн человек, а по некоторым данным и более 3-х млн человек.

Но, не смотря на все тяготы и лишения, репрессии со стороны властей и жесткое пресечение любого противодействия проводимым реформам, казахский народ сохранил в себе главные качества – Человечность и милосердие, не ожесточив свое сердце по отношению к абсолютно чужим, во всех смыслах, людям. Казахская земля приютила нас. Дала нам хлеб и кров, в то время как сама в этом нуждалась. Помогла устоять перед всеми невзгодами, пережить голод и холод, будучи сама растерзанной, сохранив то малое, что у нас было и поделившись тем малым, что было у них. Из рассказов родителей помню, что казахский курт спас ни одну человеческую жизнь. Они никогда не вспоминали об этом без слез.


В те годы вся мощь карательно-репрессивной машины советского государства была направлена на осуществление жалкой цели – не просто лишить народы родных краев и земли, но и самобытности, их истории и культуры, языка, традиций и обычаев, сделав их послушной серой массой. Но, по всей видимости, Всевышний благосклонен ко всем нам.

Благодаря дружному казахскому народу, который с теплом принял всех обездоленных, нам удалось устоять перед кровавой машиной тоталитаризма и не просто выжить, но и сохранить свою аутентичность и уникальность.

Более того, благодаря политике нашего государства, благодаря институту Ассамблеи народа Казахстана, созданного по инициативе Первого Президента Н.А. Назарбаева 1 марта 1995 года, и направленного на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений, когда-то обездоленные народы, сегодня имеют все возможности для развития своей культуры и сохранения своей аутентичности. А главное мы имеем огромную поддержку и опору в лице друг дуга, что подтверждает наша история тогда и сейчас.


Мы обзавелись здесь домом – второй Родиной, за что безмерно благодарны.

Сегодня, 31 мая, в День памяти жертв политических репрессий и голода, мы вспоминаем те трагические дни, унесшие ни одну жизнь и, как сказал Нурсултан Абишевич, открывая памятник жертвам политических репрессий, - «Мы низко склоняем головы перед памятью тех, кто безвинно погиб. Мы будем помнить их всегда. Помнить не для того, чтобы мстить нашей истории, а для того, чтобы стать добрее, чтобы никогда не повторилась с нашим народом подобная беда...».

Каждый раз посещая памятник Голодомора 30-32х годов и всматриваясь в каждую фотографию находящуюся в мемориальном комплексе АЛЖИРа понимаешь насколько велика пережитая трагедия и насколько масштабна потеря казахского народа в лице погубленной интеллигенции того времени. Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин, Турар Рыскулов, Беимбет Майлин, они внесли огромный вклад в развитие казахского народа, но были обруганы советской властью при жизни, только потому, что они отстаивали свой народ и боролись за справедливость. Думаю, каждый из нас должен знать свою историю, каждый из нас должен помнить о ее черных днях, чтобы ценить мир, ценить дарованную жизнь и уважать старшее поколение, проявляя толерантность по отношению к друг другу, укрепляя общественное согласие и общенациональное единство.


Как сказал Касым Жомарт Кемелевич «Бережно храня память о несправедливо осуждённых, мы сможем построить светлое будущее, фундаментом которого остается наша независимость».

Юсуп Келигов.

член ассоциации развития культуры

чеченского и ингушского народа «Вайнах»

Заместитель председателя АНК

Back to the list