Такир Балыкбаев: Уважение - символ культуры

Такир Балыкбаев: Уважение - символ культуры

Версия для печати

Проблема межнациональных отношений актуальна во все времена. Даже классики марксизма-ленинизма оставили большую теоретическую работу на эту вечную тему. Мудрый мыслитель казахского народа Абай ставил мир и гармонию среди народов на первое место: «Люби все человечество, как брата».

Своим видением решения проблем развития межнациональных отношений сквозь призму творчества казахского мыслителя в интервью «Вечерке» поделился ректор КазНПУ имени Абая, профессор Такир Балыкбаев.


С самого начала обретения независимости основным механизмом реализации суверенитета республики являлся мир и единство всех народов, населяющих нашу страну. Ассамблея народа Казахстана, созданная с этой целью, работает над равенством и развитием всех этнических групп, населяющих казахскую землю. Принимая во внимание, что Ассамблея народа Казахстана в последние 25 лет внесла неоценимый вклад в стабильность в стране, это не преувеличение.

Сегодня в Казахстане проживают представители более 130 этнических групп. А казахи, владеющие обширной территорией от Алтая до Атырау, от Сары-Арки до Алатау, являются государствообразующей нацией. Поэтому в трудные времена они не уклонялись от заботы о сотнях этнических групп, которые искали убежище в их степи.

Около 175 лет назад дунгане, которые мигрировали из Китая, теперь живут в Казахстане и обрели здесь свою родину. Во время Великой Отечественной войны чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, депортированные с Кавказа, остались здесь надолго, а многие и навсегда. И эвакуированные немцы Поволжья долгое время жили в Казахстане. И курды, и корейцы живут на казахской земле.

Однажды я услышал такую историю от поэта чеченского народа Умара Ярычева. «Я до сих пор помню ту ночь, когда наши деревни были эвакуированы целыми вагонами на казахскую землю», – рассказывал он. – Мы прибыли в Тюлькубасский район Южно-Казахстанской области. У нас четверо детей в одной семье, и мы шестеро с моими родителями. Мы переехали в пустующий старый казахский дом. Наши соседи-казахи делились хлебом с нами. Мы голодали. Однажды вечером в наш дом пришел пожилой Серикбай, сторож колхоза, войдя, он сказал моей матери: «Байбише, бросьте сюда мешок». Туда Серикбай встряхнул свои кирзовые ботинки и сорвал веревку, привязанную к его брюкам, и из штанин посыпалась пшеница. «А теперь собери это быстро, чтобы никто не увидел», – сказал Серикбай и быстро вышел из дома. Там было одно ведро пшеницы – спасительная еда для голодной семьи. Хромой Серикбай дал нам несколько мешков зерна за пару месяцев. И здесь благодаря дружелюбным казахам выжили многие депортированные народы с Кавказа. Поэтому мы благодарны казахским братьям», – сказал Умар Ярычев.

Как говорится, «Көңіл сыйса – бәрі сыяды» (аналог: «В тесноте, да не в обиде») мы живем в государстве независимого Казахстана. Однако каждая нация имеет свою индивидуальность и менталитет. Нам нужна сильная идеология, чтобы объединить все этнические группы, проживающие на казахской земле, и создать единое казахстанское государство.

На мой взгляд, лучше всего создавать научно-исследовательские институты, которые изучают национальные особенности. Межэтническое и межнациональное образование должно быть непрерывным, начиная от детского сада и школы – до высшего образования, даже если оно вводится как специальная дисциплина в образовательный процесс.

В некоторых вузах есть специальный курс по толерантности. Он учит представителей формирующей государство казахской нации, как строить отношения с представителями других национальностей. То есть воспитание толерантности необходимо в первую очередь самим казахам. Чтобы избежать такой предвзятости, лучше всего включить в тему межэтнического образования большое количество материалов, которые будут дополнительно объяснять казахский язык, историю, национальную культуру, обычаи и литературу другим народам.

Важно, чтобы народы, живущие на нашей земле, чья судьба полностью связана с Казахстаном, уважали не только наше государство, но и нашу нацию. Уважение само по себе является символом культуры. Историческая личность, мудрец Толе би сказал: «Если будут в раздоре шестеро, останутся голодными, если будут в мире четверо – благословение накроет». Чтобы укрепить государство независимого Казахстана, нужно работать вместе и жить в гармонии со всеми, кто живет на казахской земле.

vecher.kz

Back to the list