Шерзод Пулатов: «Наше общество – это слышащий народ»

Шерзод Пулатов: «Наше общество – это слышащий народ»

Версия для печати

Программа Рухани жаңғыру, разработанная для модернизации сознания казахстанцев, в 2020 году выходит на новый этап своей реализации. Как и предполагалась изначально, она основывается на продвижении идеологических ценностей, развитии казахстанского общества и повышении его конкурентоспособности.

Об успехах программы, переходе на латиницу и формировании национальной идентичности мы поговорили с Шерзодом Пулатовым, заместителем председателя Ассамблеи народа Казахстана, членом Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте РК в 2017-2019 годы.


- Шерзод Аббозович, одним из преимуществ Казахстана является то, что его народ нельзя назвать однородным, он разный и сложносоставный. Но все же, что такое современное казахстанское общество?

- Сейчас Казахстан находится в процессе национального возрождения – нынешние времена диктуют свои требования. У казахстанцев повышается интерес к истории своих предков, к своей культуре.

Вообще всему постсоветскому пространству присущи так называемые «взбунтовавшиеся этничности» или «новое национальное возрождение». Это ярко проявляется и в Казахстане. Наше нынешнее общество – это слышащий и социально-ответственный народ, в большинстве своем. Мы стремимся развиваться и развиваемся, становимся высокообразованными специалистами, стараемся внести значимый вклад в прогресс своей страны. Вместе с тем, современное казахстанское общество отличается глубоким патриотизмом, но при этом высоким уровнем толерантности, взаимоуважения и взаимопонимания.

- А как программа Рухани жаңғыру помогает развитию нашего общества?

- Большая программа Рухани жаңғыру представляет собой систему меньших проектов. Например, таких как переход на латиницу, что является особо прогрессивным шагом для Казахстана, 100 новых лиц Казахстана, перевод 100 лучших учебников, современная казахстанская культура, «Туган жер» и сакральная география Казахстана. Эти «подпрограммы» направлены на глубокое изучение истории, культуры и языка – без чего ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Модернизация сознания зиждется на принципах эволюционного развития, прагматизма, рациональности и конкурентоспособности. Здесь я хотел бы привести цитату Нурсултана Абишевича Назарбаева о том, что «ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом». Это значит, что стране необходимо развиваться, повышать уровень образования, здравоохранения и других жизненно важных сфер жизни. Нам нужно отбросить в сторону все устаревшее и стремиться к чему-то более высокому и светлому. Если говорить о текущей работе, то на 2020 год запланировано 122 мероприятия, посвященных программе Рухани жаңғыру. Их главные направления – это международное позиционирование, развитие единой нации, гражданского общества и государства, а также личностное развитие.

- Давайте определим, к чему нас должны привести эти проекты и мероприятия.

- Рухани жаңғыру – это наиважнейшая инициатива, при реализации которой, уже в скором времени Казахстан сможет уверенно влиться в мировое сообщество. Данная программа возрождает национальные ценности в современном видении – мы можем сохранить свою идентичность и вместе с тем идти в ногу со временем. Модернизация общественного сознания должна стать сердцем модернизации всех сфер жизни, включая экономическую и политическую. Как мы помним одним из столпов Рухани жаңғыру является конкурентоспособность. Для этого нужно улучшать сферу образования, к чему, как я уже упоминал, мы и стремимся. Важным является сохранение национальной идентичности, потому что в первую очередь человек должен знать кто он, от кого произошел, должен знать свою историю и язык. Наша первостепенная задача – это формирование сильной, сплоченной и единой нации.

Наше общество прошло значительный путь и сегодня сформировалось как единый народ Казахстана. Большой вклад в работу по консолидации внесло наше старшее поколение, и очень важно ценить это. С уверенностью могу сказать, что следующим этапом в укреплении единства народа Казахстана, будет является консолидация вокруг государственного языка.

- При всей его сплоченности, одна часть казахстанского общества смотрит в сторону западной либерализации, другая – склоняется к правому консерватизму. К какому из этих взглядов ближе положения программы?

- Рухани жаңғыру – скорее золотая середина, так как это тандем стремления к современным технологиям и сохранению своей исторической идентичности. Мы должны взять все лучшее из каждой системы и объединить под единым казахстанским шаныраком. Тогда, уверяю вас, результат от реализации программы Рухани жаңғыру превзойдет все ожидания.

В целом, эта программа рассчитана на все регионы и общности страны. Вне зависимости от местанахождения, этноса, образования и других факторов все мы, в первую очередь – казахстанцы, а наша общая цель – вывести Казахстан на новый уровень. Каждый пункт Рухани жаңғыру рассчитан на любую группу людей и регион, это всеобщее развитие, всецелый рост – каждого по отдельности и всех вместе.

- И все же, как сделать работу со всеми группами казахстанского населения эффективной и равномерной?

- Прежде всего, для того, чтобы внедрить программу, нужно изучить ментальность людей, живущих в разных регионах Казахстана. Нужно учитывать эти особенности при применении отдельных программных методик. Но вместе с тем они не должны сильно отличаться друг от друга, им важно действовать в едином ключе. Учитывая разницу подходов в соответствии с регионом, в совокупности мы получим крайне высокую эффективность. Кстати, примером здесь может быть Ассамблея народа Казахстана, которая проделывает очень качественную работу в этом направлении. Мне хорошо известна деятельность Ассамблеи, поскольку я принимаю в ней непосредственное участие. На протяжении вот уже нескольких лет мы реализуем проект «Қазахтану», который, к слову, работает в рамках программы Рухани жаңғыру. Он нацелен на то, чтобы пропагандировать наше культурное наследие.

Давайте вспомним о том, что первый президент в своей статье говорил о сохранении национального кода. Что это такое? Это сохранение культурного достояния, а также его разъяснение среди представителей всех живущих в Казахстане этносов. Нам ведь прекрасно известно, что в Казахстане есть отдельные регионы, деревни, аулы, которые до сих пор не говорят на государственном языке и полностью ведут общение на своем родном языке. Это встречается как на севере, так и на юге. Поэтому одной из основных задач АНК является работа по пропаганде государственного языка.

- Расскажите, как вы пропагандируете его среди молодого поколения?

- Существует проект Ассамблеи народа Казахстана, в рамках которого десятки тысяч молодых людей обучились государственному языку. Это конкурсы, это лектории, это отдельные курсы – все они проводятся в рамках проекта «Мың бала». Молодежь не только обучают казахскому языку, но и привлекают к изучению национальных инструментов, обычаев, поэзии и многого другого.

Елбасы на одной из сессий АНК говорил о важном проекте Мәміле. Сегодня клубы Мәміле функционируют в каждом Доме дружбы в Казахстане, это немаловажная структура Ассамблеи. Здесь все желающие могут на бесплатной основе изучать казахский язык. Кстати, сейчас, когда в стране карантин, и мы не можем посещать клубы физически, работа продолжается в режиме онлайн. Даже если мы не можем охватить все население Казахстана, но свою значимую и важную лепту, я полагаю мы все же вносим.

- А что если хорошо говорящий по-русски молодой казахстанец становится перед выбором: посвятить все свое время изучению или английского, или казахского языка?

- Мы говорим о патриотизме, любви к родине, к родному языку. Я думаю, что в последние годы и молодежь, и взрослое поколение отчетливо понимают важность казахского языка. Патриотический настрой активно растет. Не только казахи, но и представители других этносов активно учат государственный язык. Потому что видят в нем перспективу. Знание казахского языка – это своего рода социальный лифт, который помогает получить как достойную работу, так и уважение в обществе. Все прекрасно это понимают. За примерами далеко ходить не надо: Максим Споткай. Знание казахского языка привело его к высоким карьерным достижениям, на сегодняшний день он занимает очень важный политический пост (заместителя руководителя аппарата Сената – прим.). В Казахстане есть много журналистов, представителей других этносов, которые говорят по-казахски очень хорошо и работают дикторами на различных телеканалах. То есть у нас ведется работа не только по внедрению языка, но и по разъяснению его необходимости сегодня.

Давайте посмотрим на это с другого ракурса. Я изучил уже восемь языков. Мои родные языки: казахский, узбекский русский. Кроме этого, арабский, английский, турецкий, фарси и урду. То есть те, кто говорят «я не могу, это сложно», «у меня нет времени» – я их всех понимаю, сам прошел через это. Придумывая различные причины, они демонстрируют свою низкую активность в этом направлении. Это если говорить мягко. А если выбрать выражение пожестче, то это просто лень. Когда в сердце есть любовь к языку и желание его выучить, нужно добавить усердие – и все получится.

- Как на интерес к казахскому языку влияет то, что происходит с ним в последнее время? Переход на латиницу, например.

- Переход на латиницу – очень важный этап. Как минимум, приведение языка к истокам произношения с точки зрения фонетики. Более того, это еще один плюс для нашего государственного языка. Это интеграция во всемирное сообщество.

- Каким образом?

- Есть много тюркских стран, которые уже перешли на латиницу. Наши языки схожи, а если они будут основаны на одной графике, это объединит нас еще больше. Во-вторых, латиница используется многими другими языками. То есть знание такой графики позволит легче обучаться языкам, которые также используют латиницу. Кроме того, применение латинских букв повысит интерес к изучению государственного языка среди иностранных граждан и позволит легче изучать казахский язык, а туристы, приехавшие в Казахстан будут легко ориентироваться, и все это надеемся также увеличит туристический потенциал страны.

Сразу обозначим: мы в меньшей степени о взрослом поколении, потому что в этом вопросе больше ориентируемся на молодежь. Если не сделать этот шаг сейчас, а отложить его на тридцать лет позже, то мы можем опоздать. Мы создаем хорошую платформу для того молодого поколения, которое будет жить в нашей стране через тридцать лет. Чтобы они могли свободно развиваться в мировом сообществе. Это еще один элемент, благодаря которому интеграция будет наиболее легкой для будущего поколения.

- А как сделать переход безболезненным для старшего поколения?

- Я думаю, что нам не нужно заставлять старшее поколение учить латиницу. Нам нужно позволить им использовать кириллицу – привычную для них. Давайте посмотрим на соседей – Узбекистан. Они давно перешли на латиницу, но это не мешает старшему поколению все еще использовать кириллицу – в стране используют обе графики. В документообороте, например. Такая же политика и в Казахстане. Когда мы заявляем, что осуществляем переход, не нужно понимать это как-то, что теперь все поголовно должны использовать латиницу. Здесь безусловно присутствует человеческий фактор, который важно учитывать. Так что никаких проблем для старшего поколения не будет. Наши усилия направлены на то, чтобы сделать жизнь следующих поколений проще – это глобальная цель, ведущая к улучшению жизни казахстанцев. Улучшение включает в себя приспособленность к требованиям, которые выдвигает современный мир.

Когда-то никто не знал, что цифровые технологии будут развиваться так быстро. Старшее поколение приспосабливается к этому прогрессу, но все еще отстает от молодежи, выросшей в таких условиях. Сегодняшняя молодежь не видела жизни без беспроводных устройств, интернета, связи. То есть им гораздо проще адаптироваться к этому прогрессу. Аналогичный процесс будет происходить и с латиницей.

- Вы упомянули прогресс. Один из наиболее актуальных вопросов – как найти компромисс между современностью и традиционностью?

- Безусловно, в нынешних реалиях возможно совмещать традиционное и современное. Конечно, традиционность будет немного под другим углом, так как все же на дворе уже 21 век, век технологий. Но и отходить от исторического укоренившегося нельзя, так как традиции, наша история и язык – это наша душа. Традиционность – это исторический путь, который прошел народ, он остается в памяти и порождает определенные традиционные установки культуры. Это и есть наш менталитет и наша идентичность, в целом наше отличие и уникальность. У каждого народа своя история, свой путь, потому и традиционность у всех нас разная. Без знания традиций и истории невозможен прогресс. Современность может существовать только на основе традиций.

- Один из пунктов программы Рухани жаңғыру заключается в открытости сознания. Как бы Вы охарактеризовали это понятие?

- Открытость сознания – это четкое осознание происходящего в мире, готовность к модернизации, которая несет в себе новый технологический уклад, способность учиться у других, перенимать лучший опыт. На сегодняшний день нам доступно столько информации, сколько никогда не было доступно человечеству. При этом, не всегда эта информация является верной и полезной, поэтому во время активной информационной глобализации нужно не только уметь поглощать информацию, но научиться фильтровать ее, вбирать в себя только лучшее и полезное. Тогда роль этой информационной глобализации скажется на обществе только в положительном ключе.

- Благодаря информационной глобализации мы видим примеры развития других стран. Как наиболее эффективно перенимать их успешный опыт?

- Обязательно нужно, как говорится, учиться на чужих ошибках. Но это не значит, что нужно брать, например, модель развития Сингапура и точь-в-точь перекладывать ее на казахстанский народ. В таком случае не выйдет абсолютно ничего, потому что это разные народы, разный менталитет, разные условия. Любой положительный опыт необходимо приспосабливать к казахстанским реалиям, привносить в него изменения, и только тогда мы сможем сформировать свою собственную модель развития общества. Каждый народ уникален, и поэтому к каждому нужен особый подход. Чем отличается казахстанский народ от других? Это, например, полиэтничность, можно по пальцам пересчитать страны, в которых проживает такое количество различных этносов в мире и согласии. Поэтому наша модель развития основана на толерантности и предоставлении равных прав каждому гражданину без разграничения на этническую или конфессиональную принадлежность.

- Учитывая это, к чему мы должны стремиться: к развитию полиэтничности или созданию единой идентичности?

- Опять же, здесь нельзя выбрать одну сторону. Мы должны быть едины и жить в согласии, конечно, мы все казахстанцы, в первую очередь. Но и не нужно забывать о своей этнической принадлежности, это крайне важно. Как сказал Даниэль Браун в своей книге «Корпоративное племя»: «Идентичность каждого – это соединение культурной ДНК, полученной в результате членства в одной или более группах, и собственной, уникальной ДНК». То есть, отсюда можем сделать вывод, что гармоничное сохранение и развитие отдельной этнической культуры вместе с общеказахстанской моделью – это и есть выбранный путь развития современного казахстанского общества.

baribar.kz

Back to the list